
Может ли Казахстан отказаться от угля и не допустить дефицита электроэнергии
Почти всё электричество в Казахстане производится из угля. И это наносит огромный урон здоровью казахстанцев.
Жители крупных казахстанских городов, к сожалению, привыкли видеть, чем они дышат. Значительный вклад в загрязнение воздуха вносят работающие на угле электростанции. Власти всерьёз намерены от них избавиться. Но как это сделать, ведь уголь – самый доступный источник электроэнергии? И не приведёт ли отказ от угля к критичному дефициту электроэнергии? Обо всём этом портал informburo.kz побеседовал с исполнительным директором Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив ECOJER Куанышем Балтабаевым.
– Куаныш Серикович, у нас в Казахстане углезависимая экономика: почти все электростанции работают на угле. А весь мир сейчас переходит на альтернативные источники, и президент Токаев сказал, что к 2050 году все угольные электростанции будут выведены из эксплуатации. Как же нам это осуществить и насколько серьёзным ударом для Казахстана станет этот переход?
– И у Министерства экологии, и у Министерства энергетики есть однозначное понимание, что имеющиеся угольные станции никто закрывать не будет.
Другой вопрос, что в целом наша энергетика досталась нам от Советского Союза, и она объективно является довольно старой. Самая молодая угольная станция сегодня в Казахстане построена где-то в 80-х. Таким образом, есть естественное выбытие мощностей, и эти мощности необходимо чем-то замещать, то есть строить новые станции.
– А эти новые уже будут не угольными?
– Да. И здесь стоит вопрос, какими должны быть новые электростанции. Газовые, солнечные, ветровые или атомные, как недавно говорил глава государства. И выбор того, какой должна быть станция, должен определяться экономическими и экологическими реалиями. Не секрет, что западные страны, в частности ЕС, планируют вводить пограничное углеродное регулирование и таким образом создавать дополнительную финансовую нагрузку для тех экспортёров, которые не занимаются улавливанием CO2, не занимаются сокращением выбросов парниковых газов. И это приводит к тому, что всё больше стран собираются отказаться от угольных станций, сокращаются инвестиции в угольную промышленность. Хотя пока угольная промышленность остаётся самой популярной в глобальном энергобалансе, и я думаю, она в ближайшие 10-15 лет всё равно будет доминирующей и в Казахстане, и в мире. Это связано с тем, что уголь остаётся самым дешёвым энергоресурсом.
Естественно, сразу отказаться от угля не получится. Но, как показывают международные данные, цены на строительство электростанций, вырабатывающих энергию из возобновляемых источников (ВИЭ) из года в год становятся ниже. Цены же на строительство угольных станций не снижаются.
Кроме того, так как объём инвестиций в угольную отрасль сокращается, то и стоимость этих денег становится выше. Да, инвестиции в угольную отрасль пока ещё есть: то Япония дала деньги Вьетнаму на строительство угольной станции, то Китай инвестировал в угольный проект в Малайзии, – деньги даются, но совсем под другие проценты, нежели, когда страна просит деньги, чтобы построить ветряную станцию.
В Казахстане угольные станции постепенно выходят из строя, и в любом случае рано или поздно наступит эра дефицита электроэнергии, когда необходимо будет создание новых энергомощностей.
Ещё 5-7 лет назад не было понятно, зачем вообще Казахстану переходить на ВИЭ. Была произведена модернизация всей энергосистемы по программе "Тариф в обмен на инвестиции", появился профицит на уровне 5 тысяч мегаватт. Но сейчас этот профицит уже практически проеден, и на горизонте маячит дефицит. Я думаю, это как раз один из тех моментов, когда действительно правительство может, учитывая все факторы (экономические, экологические, социальные), сделать более правильный долгосрочный прогноз, какой будет новая энергосистема страны.